Эксперты: Новая тарифная политика США пока не сказалась на внешнеэкономической деятельности России

Эксперты: Новая тарифная политика США пока не сказалась на внешнеэкономической деятельности России

Приход к власти в США Дональда Трампа и его «ястребиная» тарифная политика пока не отразились на российской внешнеэкономической деятельности, но это будет иметь отложенный эффект. К 2030 году продолжится увеличение товарооборота России с Востоком и Азией и его снижение с Западом, а платёжные операции в долларах и евро не вернутся к прежним показателям даже в случае нормализации геополитической ситуации.

К таким выводам пришли участники прошедшей 29 апреля в Москве дискуссии «Внешняя торговля: точки роста в эпоху трансформации экономики».

За первые два месяца 2025 года совокупный товарооборот России составил почти $102 млрд. Торговые войны США пока не оказывают эффект, но он может иметь отсроченное действие, заявил в ходе дискуссии зам. министра экономического развития России Владимир Ильичев.

«Пока что это история, которая, на наш взгляд, будет иметь отложенный эффект. Пока эффект смягчен тем, что Трамп приостановил введение дополнительного навеса к тем базовым пошлинам [на уровне 10%], которые он всё-таки оставил», — приводит его слова РБК.

«В отношении Китая эта ситуация не такая [для КНР Трамп поднял пошлины до 145%]. Но тем не менее мы пока не наблюдаем серьёзного изменения в торговых потоках в торговле с Китаем», — добавил Ильичев.

В I квартале торговый оборот Китая и России в стоимостном выражении снизился на 6,5% к тому же периоду 2024 года – до $53,2 млрд (примерно на такую же процентную величину снизился как экспорт, так и импорт), следует из данных таможенной статистики КНР.

По словам Ильичева, у России есть опасения некоторого всплеска товаров из Китая на фоне тарифного противостояния Вашингтона и Пекина, но правительство обладает набором инструментов для оперативного реагирования.

«С другой стороны, мы исходим из того, что у наших экспортеров откроются дополнительные ниши на китайском рынке. В первую очередь в силу изменения потоков и того, что китайские пошлины будут действовать на товары из США», — отметил Ильичев. Эти перспективы открываются в таких нишах, как продовольствие, СПГ и уголь, уточнил замминистра. В целом, по его словам, в Минэкономразвития видят хорошие перспективы развития торговли с Китаем и Индией.

Ситуация с платежами

С трансграничными платежами ситуация по-прежнему остаётся сложной, признал Ильичев. «Какого-то заметного улучшения с приходом Трампа мы не видим», — отметил он.

Ситуация с трансграничными платежами заметно осложнилась для российских компаний в 2024 году с выходом указа тогдашнего президента США Джо Байдена. Многие китайские банки тогда стали отказываться принимать платежи из России за поставки из КНР, опасаясь вторичных американских санкций.

При этом на фоне уверенного роста взаимной торговли России и Китая юань стал самой востребованной валютой для расчётов с зарубежными контрагентами. По итогам прошлого года, как показало совместное исследование банка ВТБ и РБК, ужесточение условий трансграничных платежей попало в топ-5 основных рисков 2025 года (на него указал 61% респондентов).

В обзоре о платёжном балансе за I квартал 2025 года Центробанк РФ отмечал, что ограничения зарубежных стран сдерживают российский экспорт. В I квартале «ограничения усилились с введением 10 января санкций США против 180 судов», указывал регулятор. «Сдерживающее влияние на экспорт оказали затруднения в международных расчётах», — говорилось в обзоре.

Тем не менее, по словам зам. директора департамента финансовой политики Минфина Османа Кабалоева, стабильность ситуации с объёмами российского экспорта и импорта указывает на то, что платёжная отрасль справляется с задачей.

«Конечно, по отдельным странам вопросы возникали, возникают и, наверное, будут возникать. Но это то, с чем надо совместно продолжать работу», — отметил в ходе дискуссии чиновник.

по материалам РБК
фото: iStock